СТАНИСЛАВ КРАСОВИЦКИЙ


ОБ ИСКУССТВЕ

 Есть два рода искусства, которые разнятся между собой направлениями. Направление одного рода — это т.н. "самовыражение", которое использует в своих целях средства искусства. Направление второго рода — это объективная гармония, которая подчиняет самовыражение. Собственно говоря, оба рода настолько внутренне отличаются друг от друга, что если один род назвать искусством, то другой следует назвать чем-то иным. Самовыражение, подчиняющее себе средства искусства,— это путь разрушения. Объективная гармония, подчиняющая самовыражение,— это созидание. Не всегда можно с легкостью определить сущность направления, т. к. оба рода подобны поездам, которые проходят одни и те же станции, но движутся в разных направлениях. Достаточно сравнить ранние и поздние стихи Пушкина, чтобы понять, в каком направлении развивалось его творчество. Христианская вера внесла в творчество Пушкина меру, которая окончательно подчинила самовыражение (или иначе говоря, чувственность) объективной гармонии. Теперь принято огульно хвалить или ругать модерн, не понимая, что в модерне также развивались два рода направлений, один из которых вел к целомудрию, чистоте и подавлению всякой болезненной чувственности; а другой — наоборот. Исходя из двух названных направлений в искусстве, можно назвать три уровня поэзии:
1. Настроение. Настроение может быть вредное, может быть не вредное.
2. Образ. Образ поглощает настроение и доминирует над ним. Образ может нести объективное добро; может нести объективное зло.
3. Звуковая гармония, то есть звуки и внутреннее "расстояние" между ними. Этот уровень самый высший и на нем стоит остановиться подробнее. Чем больше расстояние между звуками (без разрыва гармонии), тем лучше.



Чем дальше друг от друга звуки —
Тем интереснее эффект.
Преодоление разлуки
Тому есть главный аргумент.
Даю вам этот принцип в руки —
Его искал, конечно, Фет.



САПГИР О КРАСОВИЦКОМ

  Сайт "Неофициальная поэзия"

Самым крупным поэтом в этой группе (Чарткова) был и остается Станислав Красовицкий. Знал я его мало, но стихи записал в свою клеенчатую тетрадку и потом не раз перечитывал. Трагизм, ожидание неминуемого апокалипсиса, предчувствие неизбежных Чернобылей, одиночество и ужас поэта отразились в этих стихах с необычайной силой. И был, конечно, сюрреализм. Все это написано за несколько лет, во второй половине 50-х. Я уже говорил, что далеко не у всех были тогда пишущие машинки, стихи переписывали, увозили в Ленинград, в Воронеж, тайком переправляли за рубеж, как контрабанду. Потом они появились в альманахе "Аполлон-77", изданном в Париже художником Михаилом Шемякиным, в антологии "Голубая лагуна" Кузьминского - не всегда все было правильно, многое перевиралось, но иначе и быть не могло, ведь стихи часто печатались со слуха, по памяти.


CТИХИ

*
Нам, слабым людям, неспроста
Дано знамение Креста,
Но чтоб переступить могилу
Господь дает и мощь и силу.

Не нами властвует мгновенье,
Мы не причастны сатане.
Мы здесь на Острове Спасенья
С Христом и Богом в вышине.

Христос пришел из Галилеи,
Родна Спасителю она;
А в наших северных селеньях
Гармония повторена.

С одним венцом Твоим терновым
По дну морскому дай пройти
И словно войско фараона
Мое безумье поглоти.

Душа томимая тоскою
Да будет ввек потрясена
И над твоею головою
Святая дверь отворена.

1965


*

Я отказался от дороги
В веселую беседку муз.
В единстве Чаши,
В Личном Боге
Я вижу Тройческий Союз.

Как сладостно преодоленье
Сил злой судьбы по мере там,
Где эти трудные ступени
Возводят падшего во храм.


*

Смел и дерзок мотылек.
Он — как будто Аполлон —
В лёгком воздухе летает,
Красотой своей блистает.


*

Поняв основы исцеленья,
У веры разум испросив,
Я славлю культ преодоленья
Как высший жизненный мотив.

Но я не путник на дороге,
Где с лютней бродит Аполлон —
Суть бесови все эти боги.
Один лишь Бог — Единства — Он.


*

Звезда любого искушенья,
Звезда любого нападенья,
Отрава вод твоих, Звезда,
Звезда унынья и сомненья,
Звезда усталого боренья
Да не коснется никогда.

Но лучше будешь видеть прямо
Трех юношей у Авраама,
Трех ангелов, как Три Лица,
И будешь думать, что немного
Ты унаследовал у Бога
И не погибнешь до конца.


*

Не признавай в болезни знака,
Свой рок во лжи не узнавай
И в жизнь свою
сомненью страха
Вселиться повод не давай .

Постой еще:
Она исчезнет
Твоя печальная судьба
И Дух Божественный воскреснет
Из сердца грешного раба.


*

Слова боязни расслабляют
Дотоле крепкий организм.
И члены связи в нем теряют,
Как бы лишённые границ.

Кто эту точку расслабленья
По воле Божьей перейдет,
Найдет он снова исцеленье
И весь недуг его пройдет.


ЗИМА

Дни минувших испытаний
Ты прочёл в душе моей.
И завыл. Так над снегами
Ветер воет много дней.

Мы твоим догадкам рады.
Пусть поёт и говорит.
И вечерний свет лампады
Тихо в комнате горит.

©Станислав Крсовицкий


на середине мира
город золотой
новое столетие
СПб
Москва
корни и ветви

Hosted by uCoz