Из писем преподобного Георгия (Машурина), Задонского затворника.
(1789 — 1835 г.г.)


Перепечатано с издания "Письма Задонского Затворника Георгия", СПб, "Сатис", 1995.


*
Порой он начинал письма так: Христос посреди нас! А заканчивал весьма неожиданно: непортребный раб Георгий. Иногда называл себя Егором. В дни Пасхи его письма начинались так: Христос воскресе! В молодости он был военным (до странности схожая судьба с Зосимой Верховенским, прототипом старца Зосимы у Достоевского в "Братьях Карамазовых"). Прожил 46 лет. И оставил довольно обширное наследие, которое до сих пор до конца не раскрыто. Прекрасный образец эпистолярного стиля, оригинальные стихи. А письма его порой перетекают в необычную прозу. Для меня Задонский затворник — одна из вершин русской классической литературы. Святитель Игнатий (Брянчанинов) весьма ценил писательские опыты затворника Георгия. Но сам подвижник, видимо, любя и тонко чувствуя словесность, как бы играл ею. В его письмах важнее духовная жизнь. Тот же Святитель Игнатий почитал Задонского затворника истинно духовным человеком.

ЧНБ.


с. 249
Великий Пост — великия крылья, чтобы быстрее пролететь сквозь мрачныя облака на небо.

Сестра моя о Господе, внимательно мыслию смотрел я на печатку вашу: она живо выражает Голгофу, спасительный + (крест), Адамово смирение, и возвышение, и искупление — всего человеческаго рода; — ваш вензель — (под крестом на стороне, на которую Спаситель Бог благоволил призреть, склоня свою главу), представляет глубокую философию в разсматривании Голгофы, креста и головы Адамовой; — тут пленяется весь ум глубиною Божия премудости, и вылетают, подобно голубю, сии спасительные слова: смирение высоко! и сим кротким произношением поражается гордость, надменный дух исчезает и поглощается тартаром... Камень, представляющий имя и фамилию вашу, склонен под правое крыло Креста Господня. А Адамова голова, как бы для удивления таинству Креста, вынесена из недр земли и положена к крестному подножию; бугроватые холмики служат к величественному изображению той важно истины, что вся высота уступает своё преимущество смирению! Истинно ли я выразумел смысл печати вашей?

Истинная христианская любовь, кк чистое зеркало, без прелести показывает всякую вещь точно такою, какова она в самом деле есть; наша совесть, верный друг наш, в сей любви может хорошо познавать себя и показывать очищенному уму душевныя погрешности, для исповедания пред Господом и принесения в том истинаго покаяния. — Тот истинно кается, кто отвращается от грехов, как от мерзости, и просит Господа, чтобы укрепил в продолжение истиннаго покаяния и не допустил бы его более согрешать к тому.

февр. 22, 1824.


с. 256
*
Помалу сердце начинает биться.
Чтобы из глаз моих слезам пролиться.
И в этом ощущеньи,
Приятностей в лишеньи
Дух мой томит и стоны издает.
Жалобно он к небесам зовет,
Нежно вздыхает и поет:
Вот теперь-то я печален! мою радость всю отверг,
И остался безотраден, — время продолжать в скорбех.
Безпрестанно воздыхаю, льются токи слез из глаз;
Себя в перси ударяю, вознося Творцу мой глас:
Ах! услышь моё стенанье, всеблагий небесный Царь!
Призри на мое страданье, укрепи безсильну тварь.
Будь в бедах моих отрада, Непостижный в небесах;
Ты избавь меня от ада, Бог мой, зря меня в слезах.
О, унылых ободритель! Неба и земли творец!
Будь мне в скорби покровитель, и заступник, и отец.
На тебя я уповаю, — о Господь всесильный мой!
И с надеждою взываю: защити в печали злой.
Бодрствуй духом, да крепится
Сердце верой к небеси,
Что понесть тебе случится,
Всё с терпением неси,
Будь уверен в надежде;
Кто понес крест тяжкий прежде,
Тот и твой крест понесет,
Он управит и спасет.
Обыми ты мыслью всею
Волю Божью, не свою;
Согласись всем сердцем с нею
Укрощать волю твою.
Будь смирна, Христу подобна,
И кротка, душой незлобна.
Он один тебе удобен
Рай повсюду обрести,
Защитить тебя, спасти! —
Прости! —

1824, Июня 20-го.


*
В матерней еще утробе,
Сын мой, стал ты сиротой.
Ах! родитель твой во гробе
Первый плач не слышал твой.
Лишь взглянул ты на вселенну,
Бог судьбу тебе изрек:
Зри печально мать сраженну.
А отца не узришь век:
Не увидишь его боле,
Он окончил бытие
На широком чистом поле
За отечество свое.
Сын мой, ты не ощущаешь,
Сколько важен твой урон:
О невинность! ты играешь
Слыша мой печальный стон.



*
А что смерть? знать, сегодня — ближе?
Ты кто? — я смертный. — Будь же ниже.
Время за собою вслед
Неприметно всех влечет. —
Близка смерть!
Страшно зреть;
Да будет смерть — в веселье мне,
Господь — просвещение мое!..


с. 118 — 119.

*
В уме как в зеркале, мыслями как глазами, изволяющему по возможности можно видеть. Простите моему безумию.
6-го апреля 1824 года.


*
Посредством пера и бумаги что мы немощные делаем? — от сердца к сердцу безмолвно сообщаем мысль. Мысль есть внутреннее слово, исходящее от самого сердца: а сердце что за вещь? — вещь неизмеримая, глебокая и высокая — тайная и явная провозвестница премудрости Божией: от сердца Давидова пронеслось слово во вселенную: "безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси" и "Его же разума несть числа; бездна бездну призывает (во гласе хлябей Твоих: вся высоты Твоя и волны Твоя на мне приидоша); изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему". Что это за бездна! и что за темница! и что за сила имени столь првилекательная, что непременно жаждет душа исповедатися имени... и кто призовет имя Господне, той спасется. Близ Господь всем призывающим его, всем призывающим Его во истине. Хранит Господь вяс любящие Его; и вся грешники потребит: и да лагословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века.


с. 131

*
И так, что день, что час, с концом сближает нас: и мы чем более взаимно передаем слово сердца, тем более сближаемся сердцами в одну мысль вечного спасения. Такое обращение несвойственно внешним и общим обычаям; оно есть внутренее, невидимое, но самое искреннее, близкое, душеприемное! и посредством действующей руки мы душа с душою говорим столь близко, как чувствуем в самом сердце изрекаемую сердцем мысль... Да утешит вас Господь радованием, превышающим всякую мира сего радость.


с. 133

*
Мысль рождается от сердца и износит слово; словом познается мысль, а по ней и самое сердце: и бывает дело по намерению.

Всякое зло побеждается благим делом. Благия мысли покоят душу: и все это зиждется внутри нас, когда ищем царствия Божия.

Как удалить гнев гонителей? Любовию! Как жить? По заповеди Христовой. Покуда блуждает мысль, потуда и ересь укрепляется в сопротивных. О, да воссияет святая вера, именем Христовым воскрешающая мертвых!


с. 166.

*
Гори, гори моя лампадка,
И светом тихим озаряй
Уединенную комнатку;
Гори еще, не погасай!!
Я масла подолью,
Светильник поновлю.
Но как свечка догорает,
То уж каждый видит, знает,
Скоро, скоро кончится она, —
Вот сему подобна жизнь моя!
Искра, в пепле затаившись,
Ведь невидима никем; —
Лишь сверкнула, вспламенившись,
Разгорелась, светит всем; —
Полил дождь. — Где ж искра? — Скрылась,
Не видать ее; затмилась,
И — погасла уж совсем...
Семя, в землю погребенно, —
Сгнивши в ней, произведет
Древо жизни обновленной,
И воздаст сторичный плод.
Чтож лампадка? — Бытие,
Свечка? — Наше житие.
Искра? — Жизни скоротечность.
Древо? — Посли смерти — вечность.

13 марта 1836 года.



с. 192

*
Капля камень пробивает;
Слеза сердце согревает:
Слово — искра есть души...
Дух мой! К вечности спеши:
Наше время кратко,
Как прошедший час!
Горько, или сладко —
Все как сон для нас.
Ах! нет здесь постоянства в свете,
И нечего мечтать
И нечем утешаться.
Едина вечность лишь в предмете!
Наш долг — читать, внимать,
И поучаться —
Чему?
Аз есмь — червь, а не человек"
Святый Давид сие изрек. —
А грешный вопиет,
Вздыхает и зовет:

Боже, милостив буди мне грешному!


с. 272.

*
Когда я проходил под отлогою горой дорогу, сгоры неслись, как стрела, разъяренныя три собаки; казалось, вся их цель была меня растерзать, и ни одно чувство мое не тронулось этим страхом; мысль моя во мне говорила: аще Господь не попустит, оне не могут ничего сделать; а если попустит, то зачем противиться мне воле Божией? пусть терзают, на то я готов. Так оне во вреся этого размышления приблизились ко мне, и две сторонния схватили среднюю третью и начали ее терзать. Я прославил Бога и нимало не смутился таким страшным приключением. Видите-ль, как Промысел Божий храит нас грешных среди явных опасностей.


*
Я заметил воровство, и такое неприметное, что только при сличении с истиною можно его видеть. Верно вам и в голову не приходит, что я говорю о золотых часах: они воры, крадут время, когда четверть, когда час и более, и так уносят время от верных часов: и прежде надлежащего сближают с концом. Подобно и греховная жизнь окрадывает человека...


с. 315

*
Едино на потребу:
Гореть духом к небу,

О земных же не радеть,
Ради Господа — терпеть!
Оставь, оставь все то, что в мире ни приятно!
за все вознаградит Бог в вечности стократно.
Ты с Богом не делись, разделу нет причины:
Все сердце просит Бог, не просит половины.
На небесах
Нет жен, мужей, где области Царевы;
Там Девы — Ангелы, и Ангелы — там Девы.
Что есть девичество? Спроси, что есть твой Бог?
Будь чист в душе, дабы познать ты девство мог.


с. 349

МОЛИТВА НЕГРА!

Будь благ ко мне, о вечный Боже!
Я здесь минутный гость, — я раб!
Ты бескончен, я ничтожен;
Всесилен Ты, — я нищ и слаб!
Ты жизни Царь, — я дань гробницы!
Ты весь во свете, — я в темнице;
Чтоб щедрить всех, — Ты благ на то,
Ты всемогущ, а я — ничто!


избранное

на середине мира

станция

корни и ветви

город золотой

новое столетие


Hosted by uCoz