ПОЭМА ДЛЯ АРХИТЕКТОРА ВСТУПЛЕНИЕ — ЭПИЛОГ . А будущее повернуло вспять. Его постройки, улицы и тени мы стали понемногу различать. И вот — глядят за облака растения. . Речистой увертюры кислый плод что в плотных листьях спрятаться хотел, к столу был подан, только лишь созрел. И что теперь? Им потчуют народ. . Посыл — кто не был, вряд ли что поймёт, бессмыслен. И за ним другой посыл, что раньше — лучше. С виду образ мил, не верен в корне. Но молва — идёт. . Меж крайностей, как между тротуаров. Проезжая пугает полоса. Но что имею — я имею даром, и что живу — не боле полчаса. . Я не себе в ущерб, но сделав выбор, портретную продолжу галерею. Зима грозит — и вглубь уходит рыба, и люди одеваются теплее. . Писать о том, чего не знаешь — жест решительный. Однако, я трусиха. Вот и теперь, чтоб не случилось лиха, чужой к поэме выбираю текст. . Для горожанки — счастье среди звуков полифонии, жуткой и родной, хоть несколько созвучий сердца гулких на весь псевдоклассический покой. . Так, звук один способен жизнь сберечь великолепной, сильной и нетленной. Вступление затихло. Сердца речь. Оно одно, одно во всей вселенной. ВСТУПЛЕНИЕ . Полифоничной классики размер порой похож на городские виды, где много призм и очень мало сфер, глядят следы немаленькой обиды. . Дух затаён, и если скажут вдруг: есть человек не с горькою душою, я не поверю сразу. Так устроен и человек, и человека круг. . Но среди душ привычных есть порой создания совсем иного царства. Они живут, творя своё пространство, и о таких нам говорят: герой. . Сомнительное слово. Только мы зачем-то в них как в помощь Божью верим. Вот, он придёт, и нам откроет двери, преобразит в нас души и умы. . И эта вера, в человека ли, во что-то ли, помимо человека, как тоненькая первая наметка, сильнее звёзд, сильнее зимней тьмы. . Так что и мне самой не жалко дара или того, что даром назовут. Отец Геннадий! Души очень ждут. Среди зимы. Среди чужого жара. . Вы верой здесь и чудной верой — там, среди своих невиданных строений. Побудьте с нами. Очень важно нам. Лентяи вечно жаждут объяснений. . Мы стол накроем. Испечём пирог из наших невозможных достижений. А лично я чуть-чуть украшу слог, для вящей славы будущих творений. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ГЕРОЯ . Начать сначала можно не скупясь на прошлые симпатии и вехи. И вот, стихия времени, клубясь, смягчила и последние помехи. . Ещё пахло парным молоком в коридорах из тёмной сосны, ещё тихо струились в клетушках желанных желанные сны, ещё карп золотой не в продмаге ловился. Ещё лес, словно Иерусалим, золотился. . Были бабушки — ревностные паломницы; всё, о чем помолились — обязательно вскоре исполнится. Были дедушки строгие, знали как будто весь свет. Кроме комнаты дедушки, в доме иконочек нет! . И старые дома с великолепным парком. И тайная, на книги в основном, рыбалка. . В мелькании прошедших дней видны лишь следствия. И не видны причины. Но сын растёт. Сын просто молодчина. Ему судьбой дары принесены. . Он рисовал, когда курился чад от масла постного на кухне. Он рисовал, когда соседский взгляд высматривал соседскую же рухлядь. . Он рисовал. Вверху висел большой ковёр с портретом Ильича. Заняв журнальный столик, он рисовал. Казалось бы — не боле! Но в нём уже — строитель и гравёр. . Талант слегка похож на петушка, с какой-то странной меткой на головке. Вся жизнь его идёт исподтишка, от внутренней обновки до обновки. . Нет, мрачности в нём нету интересной, и внешне будто не заметен он. Внедрившийся как старший, в мир сей тесный — не выброшен, а лишь перемещён. . Лишь отстранён от дел. Имея опыт различных ценностей и величин, родится в мир, лишённым нужных хлопот; и вот один. Почти совсем один. . Ещё в бутылках белых молоко, ещё одежки просто так не купишь, и нищета ведёт с собою скупость, а вуз пройти, как поле, нелегко. . Но Бог хранил любимца. Свет его замечен был. И вот, среди элиты Геннадий, и душа его открыта для жизни и для доброго всего. . Различность средств к войне вела порою; и помню я, как делится народ в компании по роду и по крою. Где был Геннадий — всё наоборот. . Картина стоит свеч: в потёртых брюках, слегка сутулый, искренно большой, в компании, приближенной к наукам, ведёт шутливый, но серьёзный бой. . Добро и зло. Когда бы мы узнали хотя б одно, то умерли бы. Но и жажде, и прекраснейшей печали в нас долго жить и царствовать дано. ВЫБОР СОСТОЯЛСЯ . На старых фото мамочки глядят как кинодивы: интеллектуальны, причёсаны изящно, в платьях бальных, и светом фосфорическим горят. . Уместно песне трепетной звучать от рыжеватых фотографий старых. Прохладной туфлей в глине тротуара отобразилась времени печать. . Но не втолкуешь олуху живому, что он уж пережил свою печаль. Ему своей тоски всё так же жаль, и он дивится времени чужому. . Студент Геннадий понимал вполне и векторы характеров, и вехи упорной дружбы. Ливень льёт со стрехи, а на картошке — точно на войне. . Узнал — и посторонним стать не смог. Едва врывался в комнату, все двери, замки разинув, поглазеть летели, кто там пришёл — он витязь или бог? . Казался — неизведанного пленник, в погоне за светилом дум своих. И вот — совсем негаданно настиг, и тихо так сказал, что стал священником. РОМАНС О ДРУЗЬЯХ . Но прежде был и старый дом, и всё, что совершалось в нём, и свадьба ровно перед Пасхой и крестный ход, почти как в сказке. . О свечи, свечи в темноте! Друзья, вы те, и уж не те. Но как бы вы не изменились, нам вместе быть — Господня милость. . И в глубине земных страданий, в которых ждётся смерть как суженая, Среди печальных испытаний, всем поровну досталась дружба. АКАДЕМИЧЕСКИЕ БУДНИ . Жизнь начиналась страшно и тонко; в ней было всё откровенно и ломко, в ней приходилось швырять и кидаться, мучаться прошлым и не возвращаться. . Кто опытом изведал те года, тот помнит вкус их ласковый и терпкий. А мир ещё вовсю кричал про мерки и про величье скорбного труда. . Геннадий как художник оставался в плену первоначальной красоты. Он с ней служил и с ней не высыпался. А быт стыдился выпятить черты. . И вот, на грани маленькой земли забрезжила вдали Архитектура любви и довольства; и человек — совершенного мира посольство. . А дома — что дома? Всё до боли знакомо. Деньги родителей, хлеб, молоко. Дитя спать легло. . Голод на одну треть острее, чем полуголод, особенно, если почти что здоров и молод. Особенно если на вид — Илья Муромец. И жена — с колясочкой среди прекрасных осенних улиц. . В Лавру приехали вместе с женой на сей раз. Благословен день и час! ИНТЕРМЕДИЯ . Вопрос о творчестве останется открытым до самого конца. Покуда человек венец творения, ему и духи свиты предложат свой неукротимый бег. . Проблемы тонкой грустная открытость для тех, кто сам собою удручён, уж не венец, но даже и не витязь, а только сам себе ужасный сон. . Как мне, неоднократно умиравшей, и не умершей на всю жизнь свою, обобранной компанией вчерашней, считать усталых гениев в раю? . Как мне, довольно коротко знакомой с безумною повадкой мастерских, писать эклогу для героев сонных, сатирах, вдохновению чужих? . Не воин я. И не затем так резко веду границу между тем и тем. Шлифуя рамы, чёрная стамеска врывается в чертог хрустальных тем. . И можно указать, с какой подачи, до моего рожденья, начались все эти споры, мненья, ложь и дачи. Да что поделать? Так ведётся жизнь. . Я знаю, как огонь, и хлеб, и воду и вижу, как я вижу тьму и свет, и утверждаю творчества природу. На то имею право. Я — поэт. . Поэтому когда при мне мастито чужих имен вещают институт, или названий золотят корыто, я выхожу на несколько минут. . Над идолами, вроде транспаранта, бумажных масс невыносимый гам. Пускай кричат мне в спину: пропаганда! То — ваша дочь, и возвратится к вам. . Мне, выбравшей как волю — заточенье, оставшейся почти что не у дел, отец Геннадий — свет и утешенье. Он то же выбрал. И не пожалел. . Иная сторона глядит суровей и требует решения по совести. Но если завтрак может быть и с соей, то нету заменителя для повести. . Собратья смотрят вроде хмуровато; вполне понятно: ведь они встречали и творческих, внутри которых — вата. Доказывать — не избежать печали. . Но умоли от тихих испытаний меня и всех, Превсеблагая Дева! В кругу своих — вершина для страданий, и плесень нищеты, и копоть гнева. . Навряд ли я сумею объяснить прибившегося к церкви люда нравы. Но там, где вера, легче жажда жить. Не мне судить своих; одна управа. . Не передать, как возрождает дух, пришибленный нечаянным раздором, таинственная исповедь. . Для двух она священным с Богом разговором закреплена. А как же без неё, без трудной, утомительной, неполной перенести укора остриё или житейских наводнений волны? . Не передать, как в Таинстве Христос причастнику Свое являет Царство. Но человек, ещё в долине слёз, проходит с честью всякие мытарства. . Но уж довольно мне сосуды боли переставлять в шкафу по именам. Я славлю Бога за свою неволю и за перенесенный мною срам. РОМАНС О СТИХАХ . Вам доброго пути, стихи мои! Смиренные свидетели спасения. Вас дружески клевали воробьи, терзали неприятельские мнения. . Мы с вами будем как одна семья; ведь мне за вас и радостно, и больно. Я знаю вас, вы знаете меня, и этого на целый мир довольно. ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ . Ещё коры древесной мякоть в осеннем воздухе дымилась, ещё хвоею пахла слякоть, глотая лиственницы милость. И стоны маленького леса казались пением высоким, и страхи не имели веса, и счастья набирали соки. Ещё разбуженная лаской, дрожала в горсточке мгновенья опушка, выбежав коляской на перепутие забвенья. ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ . Из витязя неведомых вершин Геннадий, обучаясь и взрослея, стал зодчим их, в какой-то миг один. Стал проще сердцем и душой теплее. . Вот и нового батюшку стали уже узнавать, и порою за лицами храмовых стен не видать, и церковница кланялась — нравов известный инспектор. Он священником стал. Но священник тот был — архитектор. . В нём есть зодческий дар — видеть то, что построишь потом. Только так и стоял без ремонта родительский дом. В нём людей побывало — течением полная Волга. Будто знали, что радость продлится недолго. РОМАНС О СЧАСТЬЕ . Весной влекло древесные соцветия, они казались сводами воздушными. И люди приходили как созвездия, родимые, святые, ненарушенные. А лето, занимая у Крещения прозрачности и свежести спасительной, само влекло с собой перемещения и встречи с новизною ослепительной. И осень, возвратившись в парк пылающий, росой плескала в зарево упорное. И вечер был прохладой утешающей, и утро было пажитью просторною. Но вот — почти зима. И первый снег, не знающий о силе притяженья, блеснул на миг — и в тот же миг поблек. Он — как Небесных Сил прикосновенье. ВОСКРЕСЕНИЕ СЛОВУЩЕЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) . Ещё зимой не перечесть забот. Чай заварив в строительном вагоне, отец Геннадий разговор ведёт о том же: о строительстве, о доме. . Но только и строительство его, и дом его теперь не утопичны. Они видны с церковных берегов: спасительны. Желанны. Непривычны. . Как перемена в нём произошла, не описать. Возможно ль описанье? Но Благодать неведомо пришла, и Бог дарил не мерой за старанье. . По времени он долго не служил, а уж молва в окрестностях Арбата что день, то набиралась новых сил. — В чем дело? — К вам идем! — Ко мне, ребята? ИНТЕРМЕДИЯ . В те годы я бывала в тех краях и стены эти красные видала. Возвышенные линии портала и образа на розовых боках. . И словно бы узнала, что потом, лет через десять, буду здесь молиться. Хоть жизнь пойдет привычным чередом, воспоминаньям уж ни с чем не слиться. . Храм Воскресения казался мне вначале сентиментальным. Образа его напоминали только о печали, хотя, скорей, печалью к ним влекло. . Но полумрак особенный и тёплый, внушительность убранства и цветы, покрытые испариною стёкла несли печать особой красоты. . Влекла к себе и чудная икона. Хоть я тогда сердитая была и пленница греховного закона, ни в чём вокруг не ощущала зла. . Я приходила в храм в часы дневные, когда никто не может помешать, хотя гоняли бабушки смешные, но что поделать — им ведь лучше знать. . В потёртых джинсах, без платка, не евши, покинутая другом дорогим, сражённая порядком строгим здешним, я приходила к Богу. И святым. . Уверенно оспаривая нравы, а после очень долго каясь в том, я слышала душой святые главы и верила, что это — Божий дом. . Мне было легче, чем другим. И всё же мне было трудно этот путь принять. И выбору, я знала, не поможет никто из близких и друзей — и мать. . Смешенье душ в одной семье в то время рождало неминуемый разрыв. А эта тема близко к нашей теме, и до сих пор похожа на нарыв. . Страна летела как в аттракционе и что могло её остановить, какие сказки о каком законе, какой морали порванная нить? . Нет, я почти не верю в возрожденье, в традиции — ещё слабее. Но как в прежнем теле было Воскресенье, так прежнее и Церкви суждено. . Душа, Творцом в ней вложенною тайной, раскаявшись и отказавшись зла и вольности губительно печальной, незримо получает два крыла. . И не такой, как прежде, безыскусной, несведущей, неопытной, пустой, она порой себя являет в чувствах с пронзительной небесной высотой. . Но что мне тратить время на рассказы, которых смысл таинственен и тих? Кому — автомобили и заказы и лишь немногим — жития святых. . Увы, но приходское резонёрство рисует лишь в приближенных чертах привычных дел жестокое упорство и в человеке непривычный страх. . Так что отцу Геннадию досталось. А он, как бы не слыша ничего, всё строил, строил, из чего осталось, и выстроил; тому свидетель — Бог. . И судя даже по воспоминаньям, его хипповый этнос полюбил. Я слушала с особенным вниманьем, осмысливая слух — по мере сил. . Я верила. Маршрут мой был привычный: к Апостолу Филиппу с Гоголей, потом носить газеты в электричке и после — кофе пить, где потеплей. . С Арбата часто, между разговоров, ходили к храмам. Тот, кто знал, водил, рассказывал. Без головных уборов, без творческих и без душевных сил. . Но и тогда двойная жизнь казалась приятной ложью. Увлечёт на миг, перевернёт — и жизнь, такая малость, о помощи несёт ужасный крик. . Потом, уже одна, уже уставши от пёстрых будней, будучи больной, я, словно вспоминая день вчерашний, стремилась сердцем в храмовый покой. . Я полюбила и Татьянин храм, и прихожан, которых частью знала. Я Воскресенье тоже посещала, и в выходные, и по вечерам. . Теперь моей судьбы унылой дали я отложу в сторонку на потом. А батюшку почти что обожали, и фанатизма я не вижу в том. ОСОБЕННЫЙ ХРАМ И ОСОБЕННЫЙ БАТЮШКА . Но вырос дух и выросла орбита. Отец Геннадий как-то сразу стал великим попечителем всей свиты, которая тот населяла храм. . Неждановка, как слышалось названье в кругу таких отчаянных, как я, несла в себе незримое сиянье, и все в нём были как одна семья. . Владычица и Пресвятая Дева, Родительница Бога, Матерь всех ждала к себе у левого придела, и кто здесь был, тот полон был утех. . И этот образ, мягкий, темноватый, и этот вечно шёлковый воздух, и тоненькие шеи роз помятых, подарочек оттаявших старух, . всё было для души как будто вечно, и вечно будет. Время утекло, а я всё здесь, и так же полумлечно дыханием нагретое стекло. . Есть чувство без особых слов и вздохов, и тонкое, и робкое, но в нём как будто пропасть бродит добрых соков, и для него, мы, кажется, живём. . В нём жизнь былая мне видна как в сумме, которую самой нельзя свести у перемены жизни накануне. Я только должен. Ты меня прости. . И чувствуя себя во всём невежей, покинув дом от всевозможных бед, душа взмолилась: хлеба и одежды! Ведь у меня другого счастья нет. . А что до тех, кто с возраста ребёнка любил припасть к отеческим ногам, могу сказать лишь: я вам за козлёнка. Берите, ешьте, если нужно вам. . На то и христианство. Боли жало неистребимо, как и горечь бед. И если есть смирению начало, то завершенья, кроме смерти, нет. . Но всё ж бывают дни, почти эпохи, когда судьба становится легка. И дни летят как песнопений строки, и у лампадки больше огонька. . В такие дни почти что беззаботно течёт обычных дел моих река. И это счастье кажется добротно и создано на долгие века. . Домашнее и праздничное чувство нестойко, без него ж не дом, а хлам. Его хранить — великое искусство. Отец Геннадий, помогите нам! . Оно осталось в храме Воскресения, хоть те же там, хоть видом уж не те. Но этот храм, другим не будь в смятение, весь в этой тихой праздничной черте. . И в воскресенье вечером моленье, и после — освящённая вода. Все дышит раем, и во всём — явленье какого-то изящного труда. Так и осталось. ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ . Но вернёмся дальше. Как скоро настоятельство пришло, пришли и силы. Стены к месту тащат, а раньше их течение несло. . И храм другой, и люди, хоть отчасти. И он другой стал, строгий, и большой. А всё вокруг — и тяжести, и страсти, разведанные опытной душой. . И всё постройки. Но теперь в вагоне из банки кофе сыплется тайком. А жизнь летит, и смерть — за ней в погоне, как за уже назначенным пайком. . Талант, почти что вышедший из тени, окрепший и решительный, несёт среди людей своё названье — гений. Не сразу подошёл его черёд. . Да я и не поверю в гениальность, преподанную от младых ногтей. Есть в этой мысли некая коварность и лучше было б не родиться ей. . Ему нужны и опыт, и пространство, обилие предметов и вещей. И ценностей душевных постоянство для жизни восхитительной своей. . Всё это собралось как ненароком, среди почти неслыханных забот. Приходят: расскажите, как жить с Богом? Не думал ведь, но знает, что живёт. . Рассказов было много. Но желаю не чудеса описывать сейчас, а лишь финал. И на дороге к раю уже определён и день, и час. БЛАГОВЕЩЕНИЕ . Он будто знал. И будто не боялся. Последний Пост Великий оживал лазурной богородичною краской и снег стелил на окна кружева. . Мир отодвинут лёгкою рукою со всей своею сутолокой. Ночь несла с собой и боли, и покоя объём такой, что уж не превозмочь. . Едва смягчились линии строений, на тихое прошение в ответ, и сон пришёл — почти без сновидений. И больше сна во всей природе нет . Москва благочестивая кипела и затихала, и в молчанье шла и снова шла, и верить не хотела тому, что увидала и ждала. . Мир чудился не сине-золотистым, а чёрно-серым. Чудился рубеж, где жизнь не будет лёгкой и искристой, а полной боли, боли и невеж. . Но то было видение. Порою оно застит глаза и самых ясных душ. Осталось чувство мира и покоя и синева в глазницах тёплых луж. . А линии изведанных кварталов скопировали строившего нрав. Скопировали улицы и залы, себя в небесном городе узнав. . Москва смягчилась как-то. Стала доброй, домашней, с парком, как и старый дом. И пламенные высились сугробы как купола, над золотистым льдом. дневник на середине мира гостиная кухня станция |