ФОТИС ТЕБРИЗИ
(в монашестве Хрисанф) 1972 — 2002 Писал на греческом (в основном), на русском и на фарси. ИЗБРАННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
перевод послушника Дионисия (Поспелова). * Когда весна цветёт, мы умираем. По улицам, безумные, шагаем, Наши сердца превращаем В молоко и мёд. Мы снова свободны, Как дети, голодны, Как дети, просты. Мы новые жизни живем, Мы древние песни поем, Поем, поднимая кресты. Сердце горит, — Меджлис средь юных, И в пляске Давид: Персты на струнах. Тайн Его новых Молоко и мёд. * Терновый луч зияющего солнца Коснулся сердца тенью игл своих. Весны печальная лазурь запела тихо Златыми гласами, тенетами тенет: «Ты предал Господа, надежды нет!» Души я струны рву теперь в безумьи, Меж гор с слепящеми и чёрными снегами Бреду к лазури говорливых вод… Неужто пережил любовь влюблённый? Я озираюсь жадными глазами, В фаворском тёрне вижу жгущий сердце свет! Здесь грешник, развязав свои одежды, Шагнёт в гряду росистых облаков, Чтобы вкусить всю казнь Его весны, Чтобы упиться верною надеждой, Без хмеля пьянствовать, как проклятый Халладж! * Невест стареющих ласкающие очи Погасли быстро в мраке южной ночи, Где ангельской десницы огнь горящий Стебль опалил о милости просящий… Как мотылёк, замерший на бутоне, Осмыслен трепет гаснущей ладони: В нём — поцелуй, к безумию зовущий В приют последний Скинии плывущей… * Сердце двери цветка своего закрывает. Ночью безмолвною только лишь Он и способен Нежные лепестки открыть неведомым словом, И предаются любви двое: Бесплотный с бесплотным. Эта любовь чиста, скажу тебе больше — Так же чиста, как вздрагивание смерти Чисто от скверных, нечистых Помыслов ласковых трупов. * Азалии соцветьями качали, Камелии поникли от печали. К возлюбленному Бог ступал шагами Земными… В ветках иволги летали, Да голуби беспечно ворковали. Средь изумрудных трав лежал покойный. Из глаз и уст сукровицы зловонной Смолой струи стекали ржаво-тёмной. И муравьи, как бисер, рясу облепили, Власы седые чище снега были, А ветки лавров что-то ветру лепетали, Прохладу гнавшему, как лань, в лесные дали. * Вчера, в безмолвье гор, я, упоенный тишиной, Встретил молодость с её улыбкою цветущей В саду пустынном меланхолии пьянящей: Кипарис простирался к черноте небес. Чёрный мотылек сердца порхал в беспечной обречённости Твоих сжигающих страстью лучей. * Как тяжелы последние слова… Я думал, что скажу перед концом, Когда тоска предсмертная Найдёт меня и схватит, Или как молния, похитит миг Невозвратности. Скажу «хочу я быть Твоею пери, Боже», Нет, «без надежд любил Тебя всегда», Иль, «недостоин я, но Ты жалеешь Таких, как я, Владыка». А может, «Сведи меня в пустыни Ада, Боже, За ручку, как ребёнка, я боюсь». Молчанье ужаса сплетётся с мигом страсти, Самой тончайшей, и жестокой, и всесильной, Пьянящей и беспомощной — к Тебе. * На берегу Ты снасти сушишь, Боже, А я плыву в блистаньи гальки белой — С потоком холодящим мрачных дней. Все уловить меня пытаются, но тщетно. Увидев небо, я умру в Твоих руках, Как рыбка мелкая в песке морского брега. * Ожили улицы полуночных Салоник, И я спешу средь ночи, но куда? — Быть может взять бутылку и испить Красивого «краси», чтобы забыться? Но Ты — один предел моих скитаний. Раскрыты ночью южной для Тебя Все ставни опозоренного сердца. * Ко мне не подходи! Я нынче пьян… Мой рыжий евнушек скончался По дороге в Хорасан. Он не болел, не таял, как свеча: В лазурь смотрел, и не просил врача. Как я, шатёр раскрыв, Верблюдов напоил своих, Он, словно мягкий воск, застыв, Под сенью пальм затих. И ветр пустыни, налетев, Одежды мне трепал. Пыль липла к жалким росам слёз: Я по нему скучал. Господь! Ты видишь лишь один Всю боль сердечных ран! Я принесу венок из роз * Золотая весна в Стамбула развалинах хладных, У стен студийских цветёт древо надежд: Чётки ведут в небо, полное немощи, Глотаю слёзы неразделенной любви. Ты жесток, возлюбленный Иса, Логос, хочу заболеть и умереть, Пусть сребро пояса Твоего, Христе, Благоухает жасмином, Ведь и мои зубы завтра станут Жемчугами собаки. * Не думайте, что умерла любовь! Через три дня она восстанет: Мой череп жалкий лирой станет И заблистает молньей вновь Сияние в пустых глазницах. Улыбка Бога отразится В глазничных струнах и весна Ворвется в панцирь черепахи, Где чистота начертит знаки Перстами горними Христа. * Последние лучи над Анкарой Позолотили тишину домов, И муэдзина крик печальный Затих в кварталах, словно он угас. И диск златой луны взошел неспешно Как будто лик несбывшейся любви Или светильник меди погребальной. А ветер влажный и изменчиво-печальный Пел в небе тихо: «Ашг эстиорум». Замечания куратора к публикации стихотворений Фотиса Тебризи..
Возможно, это первая сколько-нибудь внятная публикация стихов монаха Хрисанфа в интернете, и не только. Насколько мне известно, книга стихотворений Фотиса Тебризи готовится уже пятый год (или четыре года), но выйти не может, по причинам скорее субъективным и не связаным со странностью его стихов. В поэтике Фотиса Тебризи есть что-то от Лермонтова (больше) и что-то от Александра Миронова (меньше). Поэзию последнего монах Хрисанф знать не мог. Вот долетевшие до меня определения поэтики Тебризи: «мистический хиппи», «новый Аронзон». На мой взгляд, поэтика А. Миронова к представленным стихам ближе. Но моё мнение ведь не абсолютно. В самом стиле поэтической речи Фотиса Тебризи много от греческих текстов, принадлежащих святым отцам. Больше всего от любимого и обожаемого Хрисанфом (во Христе) Симеона Нового Богослова, его Гимнов. Сплетение новизны и архаичности, вообще характерное для поэзии 90-х, в поэтике Фотиса представленно с совершеной ясностью. Я изумилась стихам Тебризи именно потому, что он ТАМ (на Афоне) писал ТОГДА ЖЕ как МЫ ЗДЕСЬ (имею в виду Питерско-Московский котёл: Водеников, Зельченко...). И он не знал, КАК МЫ ЗДЕСЬ ПИШЕМ. Есть нечто удивительное в этих стихах. Суть их бурная, богоискательская, страстная. В этих стихах нет того, что обычно ищут в двух половинах одного целого, выдаваемого за «христианскую поэзию»: ни словесной казуистики, замешанной скорее на эзотерике, чем на христианском учении. Ни маршеподобного ритма, свойственного новым комсомольцам. Однако стихи Фотиса Тебризи нельзя назвать христианскими по сути. В них слишком много откровенности и стихии. В них есть чувственность аскетики, возможно, что и неправильно понятая. В любом случае Тебризи — значительное явление в поэзии 90-х, и маргинальное. на середине мира озарения вера-надежда-любовь Санкт-Петербург Москва многоточие новое столетие у ворот зари |