ЛОЗА, МОЛОКО И РОЗА. (триптих). К ВИНОГРАДУ И РОЗЕ Лоза, ведь мы не современники растления пространства. Ухожу в поэты, как раньше уходили — хоть в казаки, под суд, на каторгу. Скорее, смерть! Лишь ты одна земле приносишь розы. О роза, ты классична, как закат, как сумерки сознания. Ты тема всех слов и звуков, ты лозе невеста. Прибой пьянящий в хрупких берегах взметает лепестки и сеет страх. Истоптанная гроздь в точиле спит, и платье лепестка сочится каплей. Вот вкус ухода, аромат прощанья и осязание иной земли, где волны эти: розы, винограда — неразделимы. Улицы малы, они с ладонь, и город мал, сползающий как холст с подрамника; лишь розы нагота и преобразованье винограда. И будто песнь. Её растущий звук — извне и изнутри. К РОЗЕ И МОЛОКУ Вот роза в молоке: пурпур и жемчуг, раскрывшийся младенческой ладонью, беспомощной и раненой ладошкой, внезапно превратившейся в атлас. Боль красоте наследница. Так чин садовника наследует торговец и царский трон наследует плебей. Но здесь, на местности, где даже пыль чиста, а скорби дружественны и недолговечны, раскрошенная в чашку молока сияет роза, в тёмной оторочке, и каждый лепесток её — забытое лицо, его прекрасный цвет — опал в пурпуре, глядит, и камера над ним скворчит негромко, сверчок-свидетель, новенький скворец, так розовое молоко стекает с сердце. Жажда истекла. Вновь стены, свечи тополей, розарий чахлый, и бело-голубые тени на картоне (я думала, что он сейчас размокнет), на месте вещи. Боль здесь — только боль, улыбка есть улыбка, а страданье здесь, в мире где Христос ходил с людьми, уже не будет глупым и напрасным. Здесь каждый с именем — уже как человек: он видит, слышит, осязает, любит не только плотью. Он болеет, спит, и это всё молочные секреты и розовые тайны бытия. Весь человек с рожденья полон розой, он переполнен первым молоком, но смерти безымянная подсветка, как и сверчок небесный, в нём стрекочет, и это неизбывная беда всех нас. Молоко и роза — напиток утешения. Оно порою глупо, даже неуместно — но пей его. Ты не сильней Христа. К ЛОЗЕ И МОЛОКУ Мой детский город, весь в три этажа, где доски стен подгнившей ёлкой сбиты, да ветви серые, как ветераны, забытые правительством. Увы! Преодолев, что пережить нельзя, разрушив связи родовые с миром хлопот и суеты, самозащиты — не умереть. И вот, Господь с тобой. Глоток молочный замер над точилом — но запах листьев и куренье дыма смешались вдруг с круженьем струй молочных, несущихся на сорванную гроздь. Вот чёрный виноград — когда-то здесь пустынная дорога пролегала, усыпанная листьями седыми, а нынче небо зимнее и звёзды. Здесь девочка с пушистой серой шапке себе казалась сильной и простой, и окунала сердце в холод зимний, глумясь над хамством слабостью своей. Вот белый виноград — надежды солнце искрилось и горчило в январе, но сливки скорби угасили пламя надежды. Белый виноград. Невеста юная ещё не знала, как душу глядят сытым утюгом, как высыхает заживо влюблённость здесь, в проклятой язычником пустыне, а это был лишь пригород московский. Вот красный виноград, вот эти листья, где я тебя люблю, как будто нам осталось жизни полчала, а дальше — молочный свет, и стены детства — да, мне эти улицы всегда казались немного больше, чем на самом деле; как в детстве чувства, вещи — и любовь, едва-едва; лишь запах виноградный. Волна из перламутра гроздь уносит: прощай, мой друг, постой — но нет: прощай! Любовь и смерть — они твои; ты нищий, мой друг. Христос сильнее смерти. элегии на середине мира станция гостиная кухня |