ВИТАЛИНА ТХОРЖЕВСКАЯ
ТОЧКА, УГОЛЬ, ПЛАМЯ.
Максим Арикович Анкудинов родился 25 июня 1970 г. в Свердловске. В том же году семья переехала в Н.Тагил, где жил до 1987 г.
Поступил в УПИ на радиотехнический факультет, женился и остался жить в Свердловске. Работал инженером. 3 декабря 2003 г. был сбит насмерть машиной.
Начал писать в 1984 г. К 33-м годам успел многое — и как поэт, и как переводчик. Писал прозу и эссе. Творчество МА обширно и разнообразно — тематически и стилистически. Поэма «Рыбы» (1990 г.) — самое известное произведение МА, т.наз. «визитная карточка» поэта. Небольшая по объему, поэма представляет собой как бы «резюме» раннего периода творчества — как по части мировоззрения, так и формально-технически. Д.Кузьмин, пожалуй, точно охарактеризовал язык поэмы как «любовный лепет». Чистое, несколько инфантильное видение молодого поэта сообщает читателю ощущение внутренней гармонии, доверия к миру, некоей безоблачной цельности восприятия. Это — порог ранней юности — на выходе из детства, такое не может продолжаться долго. И это — чудесно. Но хорошо может быть лишь то, что вовремя заканчивается. Не наступи «лепету» конца, со временем он вызывал бы уже чувства противоположные. В 1995-96-м году поэтика (и жизнь) Максима кардинально меняются, в творчестве возникают трагические интонации, связанные с крушением привычного «прочного», «детского» мира: «Женщина, печаль, радость, страдание, Проникновение как откровение, Непостижимость, страсть, желание, Назывное предложение, ветер горение. <…> Точка, угли, уголь, пламя; глаголы Рвутся клубящимся дымом: влюбиться; Разлюбить; полюбить; разлюбить; вот школа Начинающего самоубийцы». Эмоциональный накал, драматизм достигают в этот период высочайшей «точки кипения», за которой уютная водянистая субстанция детства восходит чистым и бесприютным паром духа — всегда и неизменно ввысь. Образуется четкая, почти зримая вертикаль, которая не оставит уже МА до последних классически-просто артикулированных стихотворений. Лично я больше люблю поздние стихи МА, они мне роднее. «Поэма о героине, не читающий поэм» написана 7 декабря 2001 г. — за 2 года до смерти и посвящена очередной несложившейся любви-семье Максима. Эту экзистенциальную неудачу он переживал очень тяжело — и в жизни, и в стихах. Очень, я бы не побоялась этого слова, набожный в последние годы жизни (верующим человеком он был всегда), Максим искал точку опоры в вечности, стараясь перенести, подобно Данте, дорогой ускользающий образ земной женщины на вечные «имагинативные» поля, попутно очищая его от всего наносного, случайного, внешнего и оставляя, по сути, одно — мечту. Образ женщины-мечты в поэме (в храме) отделяется от реальности и — буквально — воспаряет: «…Ты в темноте — легка, прозрачна мне, Летаешь тут, всю землю освещая, Летаешь — без коня и на коне, Крылатая, поющая, большая…» — Написано на одном дыхание, звук — глубокий, осязаемый, светлый: «И если вспомнишь серые глаза, И прочитаешь в них, и в них напишешь — — неслышна повесть, громкая гроза, — И как твоё крыло шуршит, услышишь, И, как слезинку с языка слизать, — — неслышно, — как крыло шуршит, — услышишь». Впрочем, мастерство — дело постижимое, даже воспроизводимое. А вот сила эмоции, глубина переживания, величие смирения и прощения — неповторимы. И это завораживает. МАКСИМ АНКУДИНОВ
на Середине мира РЫБЫ: маленькая поэма. Сон в клавесиновую ночь: два стихотворения, не вошедшие в книгу. Поэма о героине, не читающей поэм. вести бегущие волны на середине мира город золотой новое столетие СПб Москва корни и ветви |