ОБ ИСКУССТВЕ Есть два рода искусства, которые разнятся между собой направлениями.
Направление одного рода — это т.н. "самовыражение",
которое использует в своих целях средства искусства.
Направление второго рода — это объективная гармония, которая подчиняет самовыражение.
Собственно говоря, оба рода настолько внутренне отличаются друг от друга,
что если один род назвать искусством, то другой следует назвать чем-то иным.
Самовыражение, подчиняющее себе средства искусства,— это путь разрушения.
Объективная гармония, подчиняющая самовыражение,— это созидание.
Не всегда можно с легкостью определить сущность направления,
т. к. оба рода подобны поездам, которые проходят одни и те же станции,
но движутся в разных направлениях. Достаточно сравнить ранние и поздние стихи Пушкина,
чтобы понять, в каком направлении развивалось его творчество.
Христианская вера внесла в творчество Пушкина меру, которая окончательно подчинила самовыражение
(или иначе говоря, чувственность) объективной гармонии.
Теперь принято огульно хвалить или ругать модерн, не понимая,
что в модерне также развивались два рода направлений,
один из которых вел к целомудрию, чистоте и подавлению всякой болезненной чувственности;
а другой — наоборот. Исходя из двух названных направлений в искусстве,
можно назвать три уровня поэзии: 1. Настроение. Настроение может быть вредное, может быть не вредное. 2. Образ. Образ поглощает настроение и доминирует над ним. Образ может нести объективное добро; может нести объективное зло. 3. Звуковая гармония, то есть звуки и внутреннее "расстояние" между ними. Этот уровень самый высший и на нем стоит остановиться подробнее. Чем больше расстояние между звуками (без разрыва гармонии), тем лучше. Чем дальше друг от друга звуки — Тем интереснее эффект. Преодоление разлуки Тому есть главный аргумент. Даю вам этот принцип в руки — Его искал, конечно, Фет. САПГИР О КРАСОВИЦКОМ
Сайт "Неофициальная поэзия"
Самым крупным поэтом в этой группе (Чарткова) был и остается Станислав Красовицкий. Знал я его мало, но стихи записал в свою клеенчатую тетрадку и потом не раз перечитывал. Трагизм, ожидание неминуемого апокалипсиса, предчувствие неизбежных Чернобылей, одиночество и ужас поэта отразились в этих стихах с необычайной силой. И был, конечно, сюрреализм. Все это написано за несколько лет, во второй половине 50-х. Я уже говорил, что далеко не у всех были тогда пишущие машинки, стихи переписывали, увозили в Ленинград, в Воронеж, тайком переправляли за рубеж, как контрабанду. Потом они появились в альманахе "Аполлон-77", изданном в Париже художником Михаилом Шемякиным, в антологии "Голубая лагуна" Кузьминского - не всегда все было правильно, многое перевиралось, но иначе и быть не могло, ведь стихи часто печатались со слуха, по памяти. CТИХИНам, слабым людям, неспроста Дано знамение Креста, Но чтоб переступить могилу Господь дает и мощь и силу. Не нами властвует мгновенье, Мы не причастны сатане. Мы здесь на Острове Спасенья С Христом и Богом в вышине. Христос пришел из Галилеи, Родна Спасителю она; А в наших северных селеньях Гармония повторена. С одним венцом Твоим терновым По дну морскому дай пройти И словно войско фараона Мое безумье поглоти. Душа томимая тоскою Да будет ввек потрясена И над твоею головою Святая дверь отворена. 1965 * Я отказался от дороги В веселую беседку муз. В единстве Чаши, В Личном Боге Я вижу Тройческий Союз. Как сладостно преодоленье Сил злой судьбы по мере там, Где эти трудные ступени Возводят падшего во храм. * Смел и дерзок мотылек. Он — как будто Аполлон — В лёгком воздухе летает, Красотой своей блистает. * Поняв основы исцеленья, У веры разум испросив, Я славлю культ преодоленья Как высший жизненный мотив. Но я не путник на дороге, Где с лютней бродит Аполлон — Суть бесови все эти боги. Один лишь Бог — Единства — Он. * Звезда любого искушенья, Звезда любого нападенья, Отрава вод твоих, Звезда, Звезда унынья и сомненья, Звезда усталого боренья Да не коснется никогда. Но лучше будешь видеть прямо Трех юношей у Авраама, Трех ангелов, как Три Лица, И будешь думать, что немного Ты унаследовал у Бога И не погибнешь до конца. * Не признавай в болезни знака, Свой рок во лжи не узнавай И в жизнь свою сомненью страха Вселиться повод не давай . Постой еще: Она исчезнет Твоя печальная судьба И Дух Божественный воскреснет Из сердца грешного раба. * Слова боязни расслабляют Дотоле крепкий организм. И члены связи в нем теряют, Как бы лишённые границ. Кто эту точку расслабленья По воле Божьей перейдет, Найдет он снова исцеленье И весь недуг его пройдет. ЗИМА Дни минувших испытаний Ты прочёл в душе моей. И завыл. Так над снегами Ветер воет много дней. Мы твоим догадкам рады. Пусть поёт и говорит. И вечерний свет лампады Тихо в комнате горит. ©Станислав Крсовицкий на середине мира город золотой новое столетие СПб Москва корни и ветви |