БОРИС КОЛЫМАГИН


ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА
 

(Поэтический сборник Натальи Черных ставит немало экзистенциальных вопросов и напоминает о природе творчества)

"Камена" Натальи Черных — это роскошь неодекаданса. Прихотливые, изящно изогнутые строки создают воздушную и в то же время отчетливо вылепленную строфу. Длинные, даже очень длинные строки скользят по направлению к прозе, но никогда ей не становятся. Наталья Черных — мастер поэтического рассказа. Повествования, наполненного глубоким смыслом и оттенками переживаний — на границе с безумием, парадоксом и тайной. Чем-то ее рассказы напоминают о "Голубиной книге": обстоятельные, откровенные, простые. И вера, явленная в них, народная, не вполне каноничная, то есть каноничная по духу, но с множеством отклонений, вроде тех, которые мы находим в стихах калик перехожих. "Содержание стиха, по свободе в обращении со священными преданиями, напоминает наивные фрески средневековых западных живописцев", — писал Федор Иванович Буслаев о народных духовных стихах. Высказывание, которое можно отнести и к произведениям нашей современницы. Наверно, они немного стилизованы, но этого почти не чувствуется. , о чем хочется сказать особо, в стихотворениях нет ни кликушеского завывания, ни назойливого морализаторства, которые так часто встречаются в текстах специализирующихся на религиозной тематике авторов.

Наталье Черных удается идти своей извилистой тропой. И это путь одинокого человека. Церковь, согласно ее текстам, не община верных в общении, а вертикаль, где можно встретить чудотворные предметы, пересечься с интересными людьми, почувствовать метафизический ветерок.

В "Камене" Черных создала немало картин на библейские и исторические темы. И о своей жизни она пишет в том же ключе. Это своеобразный поэтический гризайль, неоклассическая манера подачи материала. И при этом поэтическая походка Черных вполне естественна. Ее речь не боится быта, грубой конкретики и резкого слова. Вот мы видим героиню в московских переулках, "точной как сустав протеза". Вот мы отслеживаем ход ее мыслей: "Yellow submarin - ведь тоже про "Курск". "Ну да", — внутренне соглашается читатель, и продолжает дальнейшее наблюдение. Наблюдение-сближение. Такая речь убеждает и помогает увидеть жизнь простого человека, с его маленькими (вселенскими) болями и заботами. Холинский конкретизм здесь встраивается в историю, а синкопирующие ритмы битников странным образом оказываются завязанными на минимализме, на точном отслеживании деталей.

К счастью, эти детали, эти подробности не уводят в оскорбивший когда-то Николая Гумилева натурализм. Неоклассика, неодекаданс приходят поэту на помощь. Стихотворения Натальи Черных удивительно пластичны и… радостны. Несмотря на обилие серых красок, несмотря на городской контекст повествования. Радость присутствует в самой поэтической походке. Потому что когда человек пишет стихи, он экзистенциально совершенно свободен. Свобода — это творчество. А творчество — это радость. Эти максимы тоже как-то присутствуют в сборнике.





БОРИС КОЛЫМАГИН
на Середине мира.

Земля  осени
стихи 2008 года.

Книга-стихи.

Спасёшься словно из огня
(эссе)


Блаженны... (эссе)
(о поэзии Наталии Черных).






Hosted by uCoz