Наталия Черных.
ЧУДЕСНЫЙ АЛМАЗ В НЕБЕ ПОДЗЕМЕЛЬЯ.
Для начала представлю два разных фрагмента двух авторов. Речь пойдёт не о прямом заимствовании,
а о поэтической интуиции. * Светлей луны у нас фонарь, И свет его весьма приятен, Он очень круглый, он без пятен, Наш удивительный фонарь, Луну певали деды встарь — Нам этот пафос непонятен: Ну что луна, когда фонарь И светел и весьма приятен. Евгений Кропивницкий, 1939 * ... Горят, горят, коптя, фонарики сознанья, Но сколько ни плети вы кружево погонь, Гниения огни осветят мирозданье, Переходя затем в агонии огонь… "Левой ноге Миши Красноштана". Аркадий Славоросов, 90-е. Между стихами Аркадия Славоросова и его предшественников — авторов неофициальной поэзии 40-х - 60-х годов (Евгения Кропивницкого и Андрея Сергеева), прямой связи как будто нет. Но всё же много общего: в манере письма, в интонациях, в отношении к миру. Лианозовцы знали и любили поэзию обэриутов; они раньше всех её оценили. В стихах Славоросова тоже есть интонации обэриутов (ранний Введенский). Может показаться, что всё сходство исчерпывается тем, что Славоросов, как и Кропивницкий — поэт андеграунда. В советское и даже постсоветское время его стихи просто не могли быть напечатаны. Среди хиппи Аркадий Славоросов был известен больше как культовый персонаж, Гуру. Но стихи его знали и любили многие. Конец семидесятых двадцатого столетия в неофициальной поэзии - прежде всего Питер, круг поэтов Малой Садовой. Москва в ту небольшую эпоху усваивала идею лианозовцев, так что вся новая московская поэзия жила в лианозовской парадигме. Были различимы крайности: неотрадиционализм (Гандлевский) и концептуализм (Монастырский). Уже сформировались маркированные современными филологами ветви лианозовской школы. Однако существовал значительный пласт литературного творчества, никак до сих пор не названный. В перестроечное время поэтов московского андеграунда конца 70-х и 80-х подавали как скоморохов, и преимущественно в бульварных изданиях. По рукам ходили отпечатанные на машинке тонкие сборники стихов. При более близком знакомстве картина меняется совершенно. Возникает ощущение того, что существовало сообщество поэтов, шедшее своим путём. Они никогда не заявляли о себе как о литературной группе, не писали манифестов, никогда не контактировали с литературной элитой. В их поэзии много ретроградного, и вместе с тем абсолютно нового, что появится потом, уже в 90-х. Эта поэзия возникла благодаря мощнейшей интуитивной связи с лианозовской школой и другими неофициальными литературными группами. Аутентичная литературная культура московского андеграунда с конца 70-х до конца 90-х самым тесным образом связана с лианозовской школой. Не напрямую, а интуитивно. Много общих впечатлений, много общего во взгляде на мир. Названное явление можно было бы обозначить как субкультура, но слово мне кажется не весьма точным. Всё-таки субкультура - это нечто младшее по отношению к культуре. Между разными группами андеграунда коммуникации всё же существовали. Имел место даже конфликт поколений. Всерьёз молодых трубадуров с маковым полем в гербе не воспринимали. Однако слушались одни и те же записи русских певцов (Окуджава, Галич, запрещённый Вертинский), читались запрещённые книги (Библия, святоотеческая литература, труды по восточным культурам и философиям, Заболоцкий, Элиот, тексты рок-групп). Возможно, эти "младшие" даже были знакомы с текстами "старших", то есть Кропивницкого, Андрея Сергеева и других. Не вполне, а вскользь, чуть-чуть, как получалось. Идеи носились в воздухе. Но поразительно, что поэты андеграунда выбрали именно простые стихи лианозовцев. * …У забора проститутка, Девка белобрысая. В доме девять ели утку И капусту кислую. (Евгений Кропивницкий) * Ветер бродит по панели Между пьяненьких блядей. Всюду серые шинели Одеваются в людей. Аркадий Славоросов, "Начало зимы". В истории литературы случаются периоды, когда большие идеи (а именно такой была идея языка лианозовцев, актуальная и сейчас) словно собирают себе питательную основу про запас, впрок. Их сокровища локализуются в совершенно непредсказуемом месте и дают впоследствии весьма любопытные всходы. Аутентичная литературная культура Москвы с конца 70-х до конца 90-х мне кажется именно такой областью. Культура эта оказалась жизнеспособной и, как мне думается, повлияла на ход развития поэзии 90-х, хотя, конечно, косвенно. Поэтов этой культуры я назвала бы "поэтами "Аромата"", по имени популярной чайной на Гоголевском бульваре. Их трое, и все - 1957 года рождения. Аркадий Славоросов, Самуил Валиев и Сергей Жаворонков. Арбатская субкультура (Константин Седунов, Алексей Бекетов, Андрей Русинов и Андрей Полярный) граничит с ней. Она была гораздо более популярна. Поэзия тех лет — поэзия трагифарса. Жизнь человека после вторжения в Афганистан стала дешевле спички. Ужасающий стационар общественного строя, нелепый и почти постоянный шпионаж, конечно, действовали на нервы. Поэты андеграунда 80-х хорошо чувствовали вопросы, известные старшим авторам неподцензурной литературы. Сходство образа жизни в некоторых случаях ещё сильнее обострило поэтическую интуицию. Сходство интонаций особенно заметно у Славоросова. Примеры: 2. Идеалист, послушай лицемера: Ты всё в Европе проклял наперёд — Но это старомоднее Вольтера! Ты пробуждаешь к жизни свой народ - Опять ветхозаветная химера! Потом народ пускаешь в оборот, Дуришь его дурманом мессианства И топишь в гуртовом котле славянства. Андрей Сергеев, "Шварц", часть 1. * … Некоторые, чтобы не идти на поводу у толпы И не слыть баранами, идут в козлы. Добрые люди, по большей части своей, глупы. Умные люди, как правило, соответственно злы. И чрезвычайно редко встречается сочетание этих частей, Но и оно, пожалуй, не предназначено для мира сего. Добрые и мудрые кончают в застенке или же на кресте, Что уже зло и глупо. А из ничего не сделаешь ничего. И только циники протирают свои бриджи и галифе — В России - на кухнях, во Франции — на террасах кафе, И с улыбочкой тонкой, как джентельменская месть, Цедят истины, банальные как "Аз есмь". Аркадий Славоросов, "Открытка из Ниццы". Реалии полуфантастического мира московского подземелья выписаны у Славоросова либо с долей юмора, либо с какой-то последней мукой. Как и в стихотворениях Евгения Кропивницкого, присутствует чёрный юмор. * На рассвете вышли в сад вы Созерцать созвездье Рака. Там с улыбкой бодисатвы Я дербанил клумбу мака". Аркадий Славоросов, "Опиум" Аркадий Славоросов пишет лёгким "лианозовским" стихом, не отказывая себе в известном эстетстве ("Открытка из Ниццы", "Приметы времени…" и др.). Темы стихотворений похожи на лианозовские: реалии советского быта, филососфские темы, религиозные темы). Общей кажется и нотка саморазоблачения в некоторых стихах. Я живой — пока. Один из многих Земноводных и членистоногих. Дышащее братство. Биомасса. Все бредём, не зная дня и часа, Сколько б смерть свою не торопили - Поперёк вселенской энтропии. Аркадий Славоросов. * Будь смиренен и не злись. Всегда кайся, ибо ты грешен, как и все. Старайся все время помнить, что надо быть добрым. Будь не упрямым, а умным. Не бойся, но и не храбрись. Евгений Кропивницкий, из "100 советов самому себе".. Отличие не только в строе метафоры (у Славоросова они более сложные), но и качественное. Поэтическое "я" Славоросова серьёзно, даже трагично. Кропивницкий легче и ироничнее. У Кропивницкого — просто фонарь, который "светел и весьма приятен", у Славоросова — "фонарики сознанья". В этом уже чувствуется веяние лирики 90-х. Но в стихах Славоросова присутствует и чёрный юмор, очень жёсткий юмор, который так легко принять за иронию. В лирическом "я" последний циник подаёт руку нежному идеалисту. Это "я" словно бы выложено мозаикой по контуру, а не высечено из цельного куска. Это — уже признак новой поэзии; хорошо усвоенная лучшими поэтами 90-х лианозовская идея творения-фрагмента, идущая от Пушкина и Тютчева. Ссылка. "Обновление было намечено сразу и тематическое (философические, религиозные, общественные темы) и стилистическое. Выход из старых жанров означал не создание новых жанров внутри всё той же старой жанровой системы, а совершенное изменение подхода к жанру. "Совлечение искусственных форм" (по Ламартину) влекло к длительной стилистической работе вне этих "форм" (жанров) — влекло к фрагменту". Юрий Тынянов, "Пушкин и Тютчев", // История литературы. Критика, СПб, "Азбука-классика", 2001, с. 196. Многие из стихов, включённых в подборку, написаны в 90-х. Это последние стихи. В них нет свойственного 90-м смелости и роскошной разрухи, но есть некая скупость и мудрость. Аркадий Славоросов умер от рака в 2005 году. Уже после смерти в Севастополе вышла книга его стихов с названием "Опиум". Обложка сделана с каким-то розовым восторгом, который строгому содержанию книги не соответствует. Однако стоит поблагодарить составителей и издателей этой книги, потому что теперь все желающие смогут познакомиться с необычным и значительным творчеством московского андеграунда. * Иду я в сутолоке мира, Иду к загадочной черте. И надо мною звезд порфира, Их кто-то, бросив, завертел. Земной уют уныл, ненастен, И под окном собачий вой. И неужели ж я причастен К великой тайне мировой?!" Евгений Кропивницкий, 1944 * …Но, когда небо ночью звездами горит, Я вдруг смутно припомню свой небесный постой: Я не жалкий булыжник, но — метеорит, И был тоже когда-то звездой. Чёрный камень, на землю упавший с небес, От неё уже неотделим, Я всего лишь одно из усталых чудес На дороге в Иерусалим". Аркадий Славоросов, "Камень". АРКАДИЙ СЛАВОРОСОВ
на Середине мира. Избранные стихотворения Из книги «Опиум» Из книги «Кровь» на середине мира озарения вера-надежда-любовь Санкт-Петербург Москва многоточие новое столетие у ворот зари |