ОСТРОВА


ПРЕДПОСЫЛКИ


ОДИССЕЙ

«Её Итака и проклятый Лемнос мой.
Земля к земле — не как душа к душе.
Легко просить людей, чтоб не судили,
а сам себя неверно осужу.

Моя Итака скрылась в облаках.
Но имя госпожи — мой сокровенный знак».



ЛАНСЕЛОТ

«Стихии, смолкните. Ваш говор мне смешон,
слова глупы.
Я пуст,
ужели смерть страшна мне?
К тому же трус -
я предал единственную любовь свою.»



ТРИСТАН

«Играть не время тьме, огню и муке.
Светло мои белеют паруса.
Земля, земля! Минует полчаса,
всажу мой меч в скупую грудь разлуки».


...
Тень музыканта, читающего английские стихи, лежит на пустынной земле юго-восточной части острова. Звук — благородный металл.

...
Госпожа внезапно побледнела и вздохнула глубоко. В зарослях камыша канат порвался и отчалила лодка. Беспомощная, накренившись, плывёт по воде озёрной. Госпожа не дышит уже. Жизнь её размазана стопою смерти как капля драгоценного вина по полу бани. Госпожа глядит и плачет.



ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ОСТРОВ

ИЗГНАННИК

«Разлит пьянящий запах трюма корабля.
Вином и маслом прогорклым пахнет моя одежда.
Но выброшен на волю я.
Для тех, кто бросил — вор. Для местных — лишь невежа.

Прошло немного лет. Я полюбил пустынный остров.
Гогеновские краски его и смуглых красавиц покорных.
Я нынче как они — простых желаний остов.
Среди медовых дней и вечеров иссиня-чёрных.

До родины моей рукой подать,
и дом любви моей заметен.
Ни ложе супруга госпожи моей, ни стены сплетен
не в силах мое сердце разорвать.

Мы встретились до росписи её с тем чудаком.
Но я сбежал, не в шутку испугавшись её любви.

Так что ж? В дорогу. Мой корабль готов.
И времени прошло немало. Я решился».


Любовь, любовь — она горит как жало.
Изгнаннику пролив — как мелкий ров.



СИРЕНЫ

Ярки лица ваши пёстрые, о призрачные девы!
поющие готские напевы!

Вьются волосы и голоса,
огни вплетаются в причёски.
— Вас двое, красавицы?
Вы тёзки?
— У нас для вас есть ровно полчаса!


Знакома вам и женская судьба,
что держит вас как некоего раба.

Вот губы наглые подернулись белёсой скорбью.
Чтоб жить, красавице питаться надо кровью.

А что изгнанник?

— Пока тебя люблю,
не утомлять меня молю.


«Скорее, скорее! Нужно достичь самой высокой степени. Ещё рывок — и вся прежняя жизнь моя с её коренными страхами отлетит от меня как осенний лист. Ещё движение — и я свободен. Тогда приду и скажу моей любви: идём со мной!»

— О да, они интеллектуальны,
они читали Гессе, Фаулза и Фриша!
И знают несколько приличных языков.
На их сердцах нет оков.
Их стать вполне для номера отеля подойдет.

Так изгнанник шел вперёд.
Шагов в соседний номер не слышно.


Вот среди них одна: уверенна, задорна и красива.
В магических глазах — не знаю, как назвать.
Заполночь — встреча, так легка и так счастлива.
— Ну ты даешь заводам угля, гать!

Собрать в одно все трогательные части —
не получить портрета прежней страсти.

А та, с уверенной походкой и блестящими глазами
Его женою скоро станет.


Но вот виола — по душе смычком.
И в сердце — снежный барс, одним скачком.


«— Прошу вас, не судите, госпожа!
Я не достоин вашей неприязни.
Я полон был сомнений и боязни.
Я жил, в своих иллюзиях кружа».


...

Вот тень любимой — или отражение в окне. И князя тень — над нею. Они так сплетены, что кажется кощунством их судьбы, словно лозы, разделить. Спешит изгнанник. Он красив и смел покуда. Но в странствиях он вечных. Так устроил князь. Изгнанника дарила госпожа вниманием своим, но было ль то любовью?

...

«Забытый и единственный, проснись!
Верни меня к своей заветной были!
Спаси меня! В водовороте гили
услышь меня. Зову тебя: явись!»



ПОБЕГ

«— Печаль моя, мой ветреный изгнанник,
страстей неодолимых данник!
Как славно я придумала тебя,
саму себя молчанием губя!

О сказки взрослых про любовь до гроба!
Про страсть живительную! Я спалила их.
Но вот судьба — в ней сплетены мы оба.
В узлах её — следы от рук твоих.

Прощай! Хоть я желаю возвращенья
в те дни, в те ночи, даже в те слова.
Уж в комнате моей живёт сова.
Прощенья нет, где нет и осужденья.

Но вот вопрос: как будешь жить потом,
вести корабль одним веслом?

Как склеишь то, что склеить невозможно?
Предположить не сложно.

А девушку тебе я подберу.
Теперь смогу. Ведь скоро я умру».


...

«— Не медлите, княгиня! Собирайтесь.
Уж пир готов, и вас одну лишь ждут.»


Несут наряд. Прекрасно облаченье. Княгиня спит, не разбудить её. А что же князь? Он вдохновенно спокоен. Он встретится с княгиней нынче же. Изгнанник торопится, не зная, что ждёт его в знакомом тереме.


. . .
«До вашего жилья осталось мне полшага,
приду, и вас на остров заберу.

Там пряный воздух и гогеновские краски.
Ничто не помешает верить
в исход судьбы счастливый.
Мы вместе будем — смерть нам не страшна!»


...

Свадьбы пьяный, пьяный шум,
много визга, много дум.
Там желания легки.
Хлоп! И нету ни строки.

«— Госпожа моя, госпожа!
Как мне жить, среди звезд кружа!
В этом ты сама виновата,
что в любви мое сердце — как вата.»

Невесты вопль — как вопль ослицы.
Изгнанник вздрогнул.
И в бега пустился.




СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ОСТРОВ

ПОСЛАНИЕ

Княгиня держит письмо.
Кажется, не разбирает букв, как будто читать разучилась она.
«О дорогая! Я краснею, как с обложки модного журнала невинность. Но ты меня одна понять сумеешь. Твой друг — волшебник. Но случилось так, что выпили мы вместе вино любви, что мне наговорили. И вот, теперь во мне есть то же семя, что и в тебе.»

Листок дрожит как розы лепесток.
Глаза рыдают. Но на сердце — сухо.
Как жизнь мала! Как мучит ожиданье!
Не смерти ли всю жизнь она ждала?

— Беременна, выходит нынче замуж?
Да полно! С нами ль это наяву?
Вся жизнь — как сон. И в зеркале темно.
Спасибо за посланье, подруга Маб!

Нет, мой изгнанник, я люблю тебя,
как раньше, в дни счастливые любила.
Но нынче одиночество мне мило.
Да, верить невозможно — не скорбя.


Мои дары растерзаны и смяты,
и мною же самой.
Укроп — задумчивость,
как утешенье — мята.
Вот корень одуванчика —
погасит в теле зной.

Я тратила себя, что было тратить.
Теперь же денег ни гроша.
О нищая душа!
Глотка лишь хватит.


...
Она уснула. В горнице светло,
светло как днём. И запах кипариса.
Ругается подруга Маб:
— Актриса!
Течением венок из трав несло.

Красивый анатом прикрыл покойную
её любимым покрывалом.
Лицо не показалось мне усталым.
Скорее, довольным.


...

Остался в мире один лишь возлюбленный остров.
Там дремлет душа госпожи, ожидая вхождения в рай.

Но сам изгнанник молиться не умеет,
он верит — страсть былая его спасёт.



ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗГНАННИКА

— Слышишь ли, что не сказала
прежде, в дни удачи зыбкой?
Может, ты русалкой стала,
золотою рыбкой?

Молча будем жить — так души
говорят глазами.
Ходят годы, стены рушат,
только не меж нами.

Не пойму тебя: ты слышишь?
Смотришь изумлённо.
Осень охрой красит крышу
над оградой сонной.



ДЕВА С БОЛЬШОЙ ДОГОГИ

Она — лишь юное дитя от девушки цветов.
Её портрет особенно приятен,
как сладкая вода из тех ключей,
к которым жёны бездетные стремятся.

Днём она выглядит как школьница вчерашняя,
и в дочери изгнаннику годится.
Но в ней такая пряность, и порою страшная,
что ей нельзя не покориться.

За окнами авто — подобье острова.
Высоких скал зубцы, как отраженье в небе.
Вина кислющего неукротимый запах,
и хор девиц. Смугляночка — солисткой.

Звук чувственный, а губы плотно сжаты.
И скат её избы покатый.

Горошина из перечного домика!
И гладкая как дека гитары.
Он ей шепнул на ухо — чтоб ответ увидеть.
Как все девчонки, она слепая.


. . .

Смерч сердце захватил — почти как в юности.
С одной лишь резкой разницей.
Та — госпожою от рождения была,
а смуглая красавица — лишь детка.

— Не плачь, красавица. Не приговор тебе подписываю.
Но ты же знаешь, что мужчины любят хвастать
одной-единственной любовью,
особенно неверные любовники.



ДИАЛОГИ

— Ты говорила: красок пестрота
не принесут покоя нам и счастья.
Теперь природа острова не та.
Там без тебя — почти всегда ненастье.

— Зачем ненастием зовёшь ты первый снег?
Смотри, как лёгок! Свет и утешенье!
А то, что винный привкус в воздухе поблек —
любви высокой к нам прикосновенье.

— Но как же счастье? Тела яркий жар?
Твои глаза, что больше не увижу?
Ведь я живой, пока ещё не стар.
И чувство пью как сахарную жижу.

— Любовь твоя — две трети на словах.
Деление коварное для сердца.
Тебе — изгнанье в чувственных мирах,
лишь в озеро на острове смотреться.

— Но я тебя не удержать не мог,
настойчивым простым воспоминаньем.
Я был с тобой — что мне теперь изгнанья?
Твой образ вечен, остров твой далёк.

— Утешься так, как можешь. Чуждо мне
веселье душ, твоей душе подобных.
Вот первый снег — и запах булок сдобных.
И всё, что с нами было — лишь во сне.


...

В лице музыканта к тому времени прорезались строгие черты. Он считал перед началом сложной партии, настраивая игроков:

— Один, два, три, два, два, три...



Новые альбомы
ящерица
в поисках Посейдона
при дворе Червонного Короля
на середине мира
станция
дневник
гостиная
кухня
Hosted by uCoz