ЕКАТЕРИНА ШЕВЧЕНКОиз книги «СТИХИ»,
М., РИФ «Рой», 1995. * В маленькой столовой на краю пустыни, Когда я уже вырасту — через десять лет, ветер нам насыпет песка в стаканы И ты будешь молча на меня смотреть. Я не верю, что люди не знают друг друга До того, как друг друга они узнают. В задних комнатах будут стены из досок С круглыми окнами пустых кают. Ты мне скажешь, что нет ничего выше, Ничего выше юности и любви. Я тебя вижу, как я тебя вижу И прежзнаю слова твои. Надо только пройти по коридору, По ненужному коридору десяти лет, И к этому дню быть ничьей на свете, Свободной, как свет. Я буду стдеть и слушать банджо Долго-долго, пока ты не войдёшь, И мне моё будущее станет не важно, И ты своё прошлое к чёрту пошлёшь. От огня всё будет жёлтым, а за окнами синим,
И мы забудем, что у нас ничего нет.В маленькой столовой на краю пустыни, Когда я уже вырасту — через десять лет. ЭЛЕГИЯ Я помню, как я сильно Вас любила. Тогда земля ложилась и болела, Вся чёрная, в горчичниках листвы. Я душу уберечь от вас пыталась От Ваших комнат с книжными шкафами И с пыльным осликом, висевшим на гвозде. Я письма никогда не отправляла, А приходя, бросала прямо в ящик В подъезде гулком, где на плитке пола Читалась надпись: "Мюр и Мерелиз". Я никогда не позабуду вида Дождливых прутьев, голых, как и я, Скорбевшая на отмели постели. Я до сих пор люблю туда звонить И длинными спокойными гудками Ходить по дому в тишине дневной. * Все спать легли. Москва в полночной шкуре Из рек своих жестоко пьёт. Ей душно в нынешнем июне У Сретенских ворот. Её тошно колесить в Каретном, Где в парке выль и курослеп, А чтоб забыься сном, наверно, Мешает свет. Все спать легли в моей Гоморре, Трудом утомлены, Напившись нежности и крови, И видят медленные сны. И вот отпущенной женою Вхожу в партер Москвы пустой. Я дара этого не стою, Чрезмерный город мой. * И ты, ненастье, в клетчаом платке деревеснком, Тебя мне хочется обнять и облететь, как листья у калитки,
У мостика,Как те листы, коорыми я щёлкала, бросая. Ещё мне хочется погладить по шее ненастье это И косу расплести у тихой куклы, Пустой внутри, с дождями возле глаз И с лужами у сердца и у горла. Капризней нет детей-сирот у Бога. — Хочу и буду, — говорит и не уходит, Стоит в задымленном окне. И можно пить от сердца настойку карель дождевых,
От сердца памяти,влюблённости, любви,
От жизни маленькой, от смеха.* В том заботливо-разрушенном краю Я, наверно, до сих пор ещё стою В центре ночи, в шуме ливня, в пузырях, В несправляющихся сточных фонарях, В подворотне, на тягучем сквозняке, В синем платье, с поцелуем на руке. * Ночь вырастет из зерна в теченье часа —
Рододендрон теней и сна во тьме террасы.На стёклах дождь горюет всласть в тенётах скуки.
И махаон приткнулся спатьмеж рам на кухне.
Мои слова идут к тебе, они в дороге. Ты примешь их или оставишь на пороге. * Я объяснялась на мрачных лестницах, Исцарапанных и синих, как кислородный баллон,
Профессиональная девственница,Осыпающимся временем взятая в полон. Я ходилав синема для миражных объятий, Избегала понятие дом, И садилась у окна на тоскливых занятиях, Чтобы только быть за коном. Я смотрела, как зимой распоряжаются сумерками
И всё время чего-то ждала,Но небо отделывалось рисунками, Наступала мгла, и что я могла? * В руки которой весны свой живот предадим, И пропуская троллейбусы, будем кого-о встречать. В небе прозрачном ужели опять наследим? Дома за чаем на прянике сломим печать. По Самотёке покатой пустился поток синевы. Сзади вокзалы узывно не в рифму стучат. Чешутся в рынках болшиных пушистые руки Москвы. Просит сухарик подать слабоумный Пилат. Шалый разбившийся стриж, я его под деревья несу. Бойко взирает с часов молодой петушок. Шаткое сердце предчувствует скорый инсульт. Хочется странного. Горестно. Нехорошо. Кто-то откроет глаза, но почует, что слеп. Громко кричит пересмешник в железных часах. Профиль старинного дома в высоких лесах. С каменной лестницы слышен молоденький степ. * Москва, стеклянная голубка, Твоя ли отломилась голова, Когда уроненная ступка Тебя ударила едва. Ни светлый ГУМ, ни солнечный Пассаж Пожарных лестниц к небу не приставят. И тяжесть поножовщины краж Так много мальчиков раздавит. Смотри, была ты недотрога, Лежала в лиственных лесах. Уже пора, уже так много Ночного ветра на часах. * Не обжай огней зелёных, слабых, Зачатых от дождей на кладбищах Москвы. Они восходят не к ученью о монадах, А к лону синевы. Не бойся душ, налитых в оболочку Дождя и мглы, дождя и темноты, Несущихся по ветру в одиночку, Таких же, как и ты. В масонских ложах оперных театров Рукоплесканья искрами летят И тёмные фантомы аргонавтов Проходят и садятся в первый ряд. Сверчок звезды поёт с небес прозрачных, Лишь только начинает вечереть, О повести веронских новобрачных, Зовущих друг за друга умереть. ПИСЬМО С ИТАКИ Наш очаг заменён муляжем. Шея горя обнажена. Но я всё ещё сильно замужем, я жена. Сухари одиночества съедены. Сколько лет страх стоит по пояс в вечере, отражаясь в нём, как валет. Я хочу тебя видеть на площади, чтоб в руках нарывали розы. Из пакетика липкого счастья нам хватит и малой дозы. Помнишь стёртое, допотопное, деьтилетнее дикое "да"? Я люблю тебя, я люблю тебя, я люблю тебя, как тогда. * По крикам ворон я представить могу, не вставая
Что пасмурно утро,что парк снеговым барахлом
Замусорен прочно,как пол в деревянном сарае,
Куда я обычно входила с тряпичным узлом.Там пахло лучом, керосином и суперфосфатом, И зуб, на котором всегда отбивали косу, Засунут за слеги, был сверху блестящим, покатым,
И я вынимала его подержать на весу.Но там ещё было такое, что не было вещью: Когда моё тело стояло пред этим углом, Я видела истинность смерти и образность жизни зловещей —
Я видела чёрный, огромный,простой, ужасающий лом.
* Посиневшие ногти покойной зимы, Коготки огуречного детского лета — Полюса глубочайшего тартара тьмы И античности света. На слияньи неслитного в парке земном Не случайно построили дом. И любовь на войне, венчанье в тюрьме, Чувство Бога на дне, в суете, в кутерьме. Комариной смерти полёт, Андромедин сандалик её. Насмотреться сковзь стёкла на радугу лиц Из забытых Создателем тусклых больниц, Услыхать из родных отлетающих уст: — Я боюсь! За окошком метель, а в палате капель, Тихих капельниц тошный полуночный хмель. Да любовь твоя сядет к тебе на постель Перед входи в туннель. — До свиданья, до светлого дня! Не люби никого без меня. * Пойдём со мной на край послушать флейту. Я даже обниму тебя и лягу там вдоль тебя, и мы глаза закроем, и будем слушать, как летит тот звук поверх глухих затерянных урочищ, вдоль рельс и шпал, и дальних электричек, казённых мест, больниц, госпиталей, уснувших, никому не нужных женщин и нерождённых убиваемых детей, поврех всего, что в городах творится, и может быть, восходит к небесам. Пойдём со мной на край послушать флейту. Она поёт, что каждый одинок, и жив надеждой встретить человека, чтобы обнять его, а после оттолкнуть, затем, что он не тот, совсем не тот, и суженым — искусственно — не будет. Что каждый вечер мы глядим в окно, когда черно-серебряное горе по сердцу льётся горячо и в ночь выходим, чтоб повстречать кого-то, находим, и от него хотим своей судьбы! Но нет как нет любви, и мы так сильно, так искренне тех встречных обнимаем, как будто это нам любви придаст. И воинство великое идёт сквозь нашу жизнь, несметно умножаясь. И вот тогда беззвучно, в тишине встаёт апофеоз такой тоски, что мы перестаём уже бояться, И вот он, край. Как всё совсем не так! Горит огнём паркет Вселенной. Все парами вступают. Дай же руку. Скорее! Открывают полонезом. Скорей, мне надо пару, что вступить. * Солнце село. Все шли на вечерний праздник. Мне одной надо было садиться в лодочку, чтоб переплыть Ахеронт.
Истёртая ткань сидений,фиолетовый фонарь на шесте.
На вёслах — никого.Я наклонилась над водой — То были воды материнских лон. Харон теперь не возит. Не с кем посидеть на корме.
А он был красив.* В самом сердце осени, у печки, с тарелкой оладий на коленях сижу и смотрю на искры. Выгребая золу щамечаю, что она похожа на Харьков. Принесу с террасы холодных яблок — вспомню — мой юный брат в могиле. Побережие карего Крыма, мы идём и плечи становятся цвета гитары. Полдень полынно поёт: — Я тебя отмолю!.. На дороге лежит богомол. Смерть любит ставить крестик на башенке избранника славы и нас миновал её провозвестник. Я хочу быть огоньком в конце шлагбаума, и фонарём в руке обходчика, и звездой. А ещё до помрачения ума моего я хочу быть с тобой. * Жизнь, меняльная лавочка, всё ты звенишь, Всё-то свои вечера включаешь на улицах мокрых, как бред. Бесы и крысы стекают под землю, а люди идут Вдоль магазинов прозрачных домой на картофельный свет. В сумерках детской моей Христиании все фонари, как сироты, круглы.
Красную Пресню опять обметало ветрянкой огней.Если родные не примут, куда же мне с ней Ехать, с больной, на руках, без копейки, в чужие углы? Скользкая Площадь Восстания хочет уплыть За нефтяной светофор, за трёхцветный тик-так. Раньше облезлые мысли рассеивал снег. Снег — это форма сознания, кажется так? * Кто небом проходил, взмутив лазурь как воду,
Неся заплечный груз пространных облаков?Я попаду в сентябрь, пройдя по небосводу, Пустому, как простор хопёрских казаков. Путь небеса полны невидимых субстанций — Прозрачных плавных рыб, бесполых юных тел — Заусеницы звёзд, задев орбиты станций, Стараются сорвать целебный чистотел. Но строгий карантин Пастером именуя, Земля идёт назад в зубчатый мир кротов, Смешно через стекло поцеловав больную, Не открывая дверь, не передав цветов. Мир делает гробы и вкусно пахнет стружкой, Мне этот парадокс до ужаса знаком, И вот вечерний сад, плетёный на коклюшках, Застыл в крахмале дня и стал воротником. Кто осень наделил холодной рыбьей кровью, И есть ей не давал, и обносил вином? Осенний мир горит ярчайшей блицлюбовью, Когда отдав себя, ты плачешь об ином. За спинами подруг, стоящих на атасе, С астрологом на час, статистом молодым, Кто небо проходил в одиннадцатом класе? Оно в чужих руках казалось голубым. * Переделкино пахнет веснушчатым снегом февральским,
Россианством, еврейством,обставшею мглой посестрившихся сосен, Компромиссом, живущим средь стен, незаметным такм, маломальским,
Дух которого сильно проветрен,поэтому сносен.
Дом коричнево-белый,на школьную форму похожий.
Отчего б не заплакать,роялю Нейгауза вторя?
Здесь венок из запёкшихся роззачерствел на оставленном ложе
И протяжное — Боря! —продето в игольное горе. * Я отказалась от счастья поехать в святой Ватикан,
За столом разворачиватьконусы жёстких салфеток
и класть на колени.
В сквозняке вестибюляпройду сквозь дверной стакан.
Набережная.Чёрная вода отрубает у лестниц ступени.
Яркой коробкой речного трамвая двинаю ночь за окном,
Выхожу там, где раньше виднелась черта.Любишь всё что попало, и жалобный звук под мостом —
У чугунного зверя льётся вода изо рта.Дома засыпаю, завёрнутая в дождь, и на цыпочках прокрадываюсь в пространство,
Где вдоль набережных покачиваютсяжидкие дворцы, Фонари отражают идею нарциссианства. Ранняя попытка влюбиться. Пахнет холодом октября.
Пальцы, как стёкла теплицы,Дотрагиваются до тебя.
Студенты консерватории проходят мимо,стараясь не обращать.
Опаздывая и трепеща,ты присоединяешься к этом клину. Тот, кто возит меня по тусклым каналам сна, Отталкиваясь шестом, в приталенном, чёрном, С ладонями, натёртыми докрасна, Подвозит к началу, говорит: "Buon jiorno". В глубине комнаты, на боку, Утренней пустыннице привычно, сонно,
Слушать длинную строкурусского самсона.
* Кажется, нет, не поможешь Ни добрым словом, ни ватрушками к чаю, Ни телефонным вечерним звоном — Так устаёшь, разбирая старьё. Ромул, ты помнишь, ты кормилицу помнишь,
Мягких сосков сотриё?В детстве, зимой, в электричестве комнатном жёлтом,
В говоре взрослыхубийственно хочется спать.
Мреет с обоев шаляпинский профильстаринного волка —
Новый найдёныш средь веток его отыскал.В блюдечке чайном опять абажур отразится.
Хочешь, намоем тебе золотого песка?Лица зверей обратились в родимые лица, Силишься встать, шевельнуться в стране столбняка.
Кто нам поставил такую большую валентность,
Чтоб сохраняли устойчивость стаи, семьи?Кто нашёл на крыльце, на январском пороге младенца?
Внес его в комнату, в золото света,и сделал своим. * Поздней ночью в потоках дождя наподобие огненных лент
Запоздалые угри плывут открывать континент,
Побеждая стеклом "кадиллаков"московскую ночь.
Сядь со мной у окна,засори мне тетрадь запятыми,
Пиши, многоточь.Положив свои лапы на сон батарей, мы закурим, как знать,
Отсыревшее чувство глухих лагерей,повалившихся спать,
Или каждый закуритотпавшее детство своё
С паутиною дачных уборных,с подпоркой, где сушат бельё.
С неотжатых рубашек там капает верность в траву.
Там я грядки топчу, и не ем, и белугой реву,
И ты мысленно вобщем сгонял бы туда,но ты шину проткнёшь,
Потому что нельзяи идёт над Апрелевкой дождь. * Замирающий центр. Ничего не узнать. Вечер в слитках. Снег — жалко новый переулок начинать. Всюду — под фонарями и в загибах дворовой тьмы —
Зинаида московской зимы.В нашем парадном на потолке копчёный крест,
Как в пещере индейца Джо,И лифт ручной работы, выполненной перочинным ножом.
Он поёт, поднимая, а на площадке — заварной сладкий свет. Я им запивала кульки конфет, сидя на подоконнике.
В спину дулосиним временем, которого больше нет. * Когда скользящею бутылочною ночью В пустой троллейбус сретенский войдёшь, То кажется, случайно можешь сесть К незримому кому-то на колени, К давно ушедшему со света человеку На рытвинном сиденье у окна. И вот себе представишь, как он видит Фрагменты освещённых интерьеров, Лепнину, люстры, стены старых книг, Мирки уютных коммунальных нор С лучистой нищетою голых кухонь. Но Сретенка сойдёт на нет, на площадь, И в пади засияет Самотёка, Как невозможность, брошенная в свет. А впереди Большой канал проспекта, И снова замелькают окна комнат С достойным человеческим сиротством, С мещанской дрёмой тех самаритянок, что медленно во времени живут. И постепенно за распутным Рижским Нас примет на себя Крестовский мост, И развернётся даль с её путями, С пронзительной сиренью семафоров, Плеядами ночных прожекторов Притянет имя светлого Платона. Но ветви зачеркнут и это царство, Растительный орнамент чугуна Промчится и в открывшиеся двери Он выйдет, этот странный имярек. Слегка пройдёт назад и повернёт Навстречу колокольне и участку Закрытой одинокой глухоты. страница Екатерины Шевченко подсолнечное счастье: рассказ воскресение мертвых: рассказ круги рыжика: рассказ многоточие на середине мира вера-надежда-любовь новое столетие корни и ветви город золотой москва |